Классификация зерноуборочных комбайнов.
Строение комбайна зерноуборочного.
Принцип работы зерноуборочного комбайна с бильным барабаном.
Роторные – одно и двухроторные,
а так же с продольным и поперечным расположением роторов.
Устройство зерноуборочного комбайна роторного типа.
Северный зерноуборочный комбайн СКАГ
а – т-образная схема, б – г-образная схема, в - п-образная схема
По методу агрегатирования:Комбайн зерноуборочный навесной "Nemunas".
Универсальные энергетические средства.
Самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец»
Отличительная особенность сельского хозяйства – сезонность. И если труженики-тракторы вкалывают на полях круглый год, то комбайны выходят из ангаров только в период уборки. Да еще и очень часто каждый только на свою культуру. Исправить такую вопиющую несправедливость пытались и пытаются конструкторы многих заводов, как в России, так и за рубежом. Но одними из первых создать машину широкого профиля удалось в Таганроге –универсальное самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец».СШ-75 «Таганрожец» производства Таганрогского комбайнового завода
Симметричная схема шасси
Г – образная схема.
Так выглядел СШ-75 в чистом виде
Основной машиной, выполненной по симметричной схеме, стал самосвал. Он являлся базовым вариантом. Установленный на шасси саморазгружающийся кузов позволял перевозить до 4 тонн. Для работы с сеном, соломой и прочими объемными грузами изначально предусматривался монтаж надставных бортов.Навесной зерноуборочный комбайн НК-4
Опытный образец шасси с комбайном.
Картофелеуборочный комбайн на шасси СШ-75
Опытный СШ-75 с жаткой ЖК 1-2,5
КНС-1,8 на уборке кукурузы
Мобильная мастерская на шасси «Таганрожца»
Схемы установки силового агрегата на шасси.
Валковая жатка. На данном фото шасси СШ-65, но СШ-75 выглядел аналогично.
HUCKEPACK – многоцелевая система
Специальные комбайны.
Рисоуборочный комбайн
Рисоуборочные комбайны Massey Ferguson.
Рисоуборочный комбайн Claas.
Рисоуборочный комбайн компании «Ростсельмаш».
Крутосклонные комбайны.
Зерноуборочный комбайн Massey Ferguson в работе на склонах.
Зерноуборочный комбайн Fendt в работе на склонах.
Зерноуборочный комбайн New Holland.
Крутосклонный зерноуборочный комбайн Дон-1200.
Клещевиноуборочные комбайны.
В России клещевину выращивают как масличную культуру в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском крае. Также клещевину выращивают на юге Украины. В других регионах – это всего лишь декоративное растение, прекрасное украшение сада. Культивировать клещевину в России начали с середины 18 века, в небольшом количестве.Общий вид комбайна.
Перспективы развития зерноуборочной техники в ближайшие 10–15 лет
Революция или эволюция
Зерноуборочный комбайн Tribine T1000.
Дизайн и конструкция
И хотя Хирш признает за автоматизацией ведущую роль, он никоим образом не рассматривает ее в качестве панацеи: «До настоящего времени эксперты в области электроники испытали свою технику в условиях идеальных — на ровных полях с равномерной урожайностью. Сейчас они переходят к испытаниям в постоянно меняющихся условиях, изучая их влияние на производительность. И только на основе полученных результатов мы сможем адаптировать наши машины конструктивно. Огромный потенциал развития имеет, например, конфигурация молотильных аппаратов». Нигель Ханимэн из отдела маркетинга уборочных машин компании New Holland тоже высказывается достаточно сдержанно по поводу ожиданий, что комбайн будущего приобретет очертания машины из фантазии Ханса Руди Гигера (который считается основателем «биомеханического стиля»): «В ближайшие 10 лет машины будут выглядеть примерно так же, как сейчас. А вот начинка благодаря развитию электроники выйдет на новый качественный уровень».Многие концепты так и остаются концептами на бумаге
Больше и сильнее
Производители зерноуборочных комбайнов уверены, что производительность машин в течение 10–15 лет продолжит рост. Доля более крупных и мощных единиц данной техники на рынке будет становиться больше. «Производительность будет расти, но, естественно, не до бесконечности. Тенденция к увеличению размеров и мощности машин сохранится», — прогнозирует Штефан Хирш. Нигель Ханимэн из компании New Holland добавляет: «Ширина захвата жаток, составляющая 12–14 м, уже находится на грани возможностей, а вот „подкрутить“ рабочую скорость еще есть куда». Адам Шеррифф, представитель MF, подтверждает, что ключевым участком обмолота является приставка для уборки урожая: «Если бы на наших площадях могли удовлетворительно работать еще более широкозахватные приставки, тогда можно было бы увеличить пропускную способность зерноуборочных комбайнов. И мы полагаем, что более экономичные приводные механизмы вполне способны обеспечить увеличение КПД, в таком случае необходимость в двигателях повышенной мощности отпадет». В сторону увеличения производительности высказался и Максим Нахабо, директор департамента маркетинга компании Ростсельмаш: «В России, как и во всем мире, происходит укрупнение хозяйств, растет доля земельного банка агрохолдингов. Соответственно, будет запрос на высокопроизводительные комбайны. Не будет отходить от этого тренда и Ростсельмаш».Автоматизация
А какие последствия будет иметь автоматизация? Какая доля машин будет, в конце концов, перемещаться и работать автономно? Как будут выглядеть такие машины? Точно так же, как нынешние, только без кабины? Или как-то по-другому? Или их облик окажется каким-то особенным, футуристическим? По мнению Джона Пэупа, в ближайшее время машины без механизатора не появятся: «Еще минимум 10 лет производители автомобилей и страховые компании будут вести дискуссии по поводу вопросов, связанных с ответственностью: кто будет платить, если что-то случится?» Того же мнения придерживается и Штефан Хирш: «Уже сегодня беспилотное транспортное средство не представляет собой технической проблемы, а вот с правовой точки зрения оно проблематично. Хотя оно, безусловно, пробьет себе дорогу. Так что через 15 лет от 70 до 80 % зерноуборочных комбайнов будут оснащаться автоматизированной базовой настройкой. Рабочая скорость движения могла бы быть увеличена, ведь сегодня сдерживающим фактором является механизатор».Адам Хейвард из компании Claas в ближайшем будущем тоже не представляет зерноуборочный комбайн без механизатора, уточняя: «Однако увеличение доли автоматизации снижает требования к его квалификации. Задачи изменяются: руки прочь от управления машиной, только контроль в чистом виде. В этом смысле конфигурация „ведущий — ведомый“ могла бы представлять один из вариантов, даже несмотря на то, что это несколько затруднило бы логистику поля. Орду из маленьких комбайнов вполне можно себе представить, однако управлять одной уборочной машиной и обслуживать ее все же гораздо легче, чем 20 маленьких». Ханимэн добавляет, что звено небольших машин может оказаться более приемлемым, например, с точки зрения почвосбережения, однако он признает, что великаны в скором будущем начнут играть решающую роль. Адам Шеррифф из компании MF поддерживает аргументацию Хэйварда по поводу технического обслуживания, но замечает: «Передача данных от машине к машине при необходимости реализуется по схеме „ведущий — ведомый“ с использованием систем автоматической настройки и M2M (автоматизированного обмена данными между машинами). Эти идеи уже реализованы на комбайне Ideal». Компания John Deere, по словам Штефана Хирша, уже вовсю работает над созданием аналогичной концепции. Для более успешной реализации автоматизации и контроля прохождения убираемой массы все большее значение приобретает улучшение качества датчиков. Условия уборки оказывают на них существенное влияние. В ближайшей перспективе датчики обретут функцию самостоятельной калибровки, благодаря чему существенно улучшится контроль. И это очень важно, поскольку в скором будущем измерение урожайности и последующее документирование качества урожая станут обязательными. «Учет данных с каждым годом приобретает все большее и большее значение, — подтверждает Хейвард. — При этом речь идет не только о качестве соломы и зерна. Система определяет плотность соломы, долю сорных примесей, степень поражения болезнями, влажность почвы, ее уплотнение... Этот перечень можно продолжать до бесконечности».
Философия управления
Если мы все-таки и дальше будем нуждаться в механизаторах, то как будут выглядеть их рабочие места? Большинство наших респондентов имеют скорее размытое представление об этом: «Управление будет осуществляться на базе распознавания речевых сигналов или слежения за движением глаз (взгляда)». А Шеррифф отметил: «Опрошенные нами практики хотели бы в качестве инструмента управления зерноуборочным комбайном видеть планшет. В новом приложении Harvest-App IDEAL можно даже проследить за потоком убираемой массы, проходящей через комбайн». Хейвард, как и Ханимэн, предсказывает, что проработка основной темы – увеличения производительности – будет напрямую связана с идеей разгрузки механизатора: «В настоящий момент машина, если бы даже и хотела увеличить скорость и производительность, оказывается слишком зарегулированной со стороны механизатора. То есть последний становится ограничивающим фактором». Шеррифф развивает эту мысль: «Такие вещи, как синхронизированная перегрузка в зависимости от наполнения бункера или при-бытие к нужному комбайну, вскоре станут вполне обычными».Рабочее место оператора через 10–15 лет
Привод зерноуборочного комбайна
В рамках проекта 2030 MF делает ставку на колесные электродвигатели. Тем не менее Адам Шеррифф обращает внимание на то, что эта концепция довольно сложна в плане реализации, «хотя электрические приводы и дают большие преимущества, например вариабельную скорость и высокие крутящие моменты». Но окажется ли электропривод достаточно эффективным? Ведь для тракторов с электрическим приводом тоже пока не открываются слишком уж безоблачные перспективы. John Deere в этом смысле — один из главных поборников данного направления. Однако Хирш призывает принять во внимание колоссальные энергозатраты, в результате чего реализация подобного проекта будет проходить гораздо тяжелее, чем, скажем, в сфере легкового или грузового автотранспорта. «Безусловно, все варианты будут тщательно испытываться, — отмечает Адам Шеррифф, — но, возможно, именно гибридные двигатели окажутся более эффективным решением. Проблема при этом состоит не в том, чтобы найти обозримые возможности для рекуперации энергии». Джон Пэуп думает несколько иначе: «Комбинация дизельно-электрических приводов и колесных электромоторов на конечной части привода значительно упростила бы ходовую трансмиссию. Энергия тормоза могла бы накапливаться в аккумуляторе или конденсаторах и использоваться при необходимости увеличения крутящего момента. Однако уборочная машина не сможет передвигаться только на электрическом приводе. Разве что батареи станут меньше и легче». Аналогичную картину представляет себе Адам Хейвард из компании Claas: «И? Хотя дизельно-электрический привод с технической точки зрения вполне возможен, ввиду необходимости большого числа этих двигателей расходы на производство таких машин могут стать камнем преткновения». На еще один технический вызов указывает Нигель Ханимэн: «При наличии больших потребителей в таких машинах потребовалось бы специальное охлаждение: система воздушного охлаждения от встречного ветра, применяемая на транспортных средствах, которые предназначаются для дорог общего пользования, для зерноуборочных комбайнов явно не вариант».