Эволюция сельхозмашиностроения
Информация о продукции российского и зарубежного сельхозмашиностроения

"Case New Holland"

International Harvester и Case

В 1831 году механик-самоучка Сайрус МакКормик занялся изобретением сельскохозяйственной техники. Он был старшим из восьми детей зажиточного фермера Роберта МакКормика, потомка шотландско-ирландских иммигрантов.
Семье принадлежала ферма «Ореховая роща» площадью более 500 акров в Лексингтоне (штат Вирджиния). Размеры землевладения и то, что располагалось оно на юге США, подразумевает использование наемного и, скорее всего, рабского труда.

Роберт МакКормик, механик-самоучка, в свободное время пытался изобрести что-то полезное для хозяйства, среди прочего он запатентовал несколько устройств: плуг для распашки склонов, машину для разминания конопли, из которой потом делали пеньковые веревки, и жатвенную машину на конной тяге. Однако эти проекты так и не были реализованы МакКормиком-старшим. Сайрус с удовольствием помогал отцу в кузнице и уже в 15 лет сам смастерил повозку для транспортировки зерна.

Видя интерес сына к технике, Роберт в 1830 г. передал ему чертежи своей жатвенной машины как часть наследства. Взяв за основу отцовскую модель жатки, Сайрус МакКормик решил кое в чем ее усовершенствовать и через шесть недель сделал из деревянных и металлических частей механизм на конной тяге, позволявший не только срезать зерновые, но и разделять их на снопы.
Попытки создать конструкцию, упрощающую сбор зерновых, предпринимались в 1830-е годы и другими механиками.Например, Обедом Хасси, впоследствии ставшим конкурентом МакКормика.
Но, как бы то ни было, новая жатка была выведена на рынок.
В июле 1831 г. Сайрус МакКормик продемонстрировал возможности своего механизма на земле соседа Джона Стила. За первыми публичными испытаниями последовали другие, показавшие как минимум десятикратное увеличение производительности труда, но при всей убедительности презентаций фермеры не бросались делать заказы. Людям всегда сложно решиться на радикальные перемены. И за девять лет после первой демонстрации не было продано ни одной машины.

Сайрус тем не менее не оставлял идеи построить на жатках бизнес. В 1834 году он получил патент на свое изобретение, подписанный президентом Эндрю Джексоном, что тогда было мощным маркетинговым ходом. Наконец в 1840 году МакКормик продал две жатки – по $100. В 1842 г. он реализовал еще семь жаток и около тридцати – в 1843 году. Машины Хасси, надо сказать, также набирали популярность.

В том же году конкуренты устроили открытое соревнование, в котором победила жатка МакКормика, обработавшая, прежде чем сломаться, 17 акров
против двух акров у машины Хасси.
Жатка МакКормика
С ростом продаж в Вирджинии становилось понятно, что жатвенная машина могла бы пользоваться успехом и в других регионах. После смерти Роберта МакКормика в 1846 году Сайрус с братьями переехал в Чикаго. Этот город находился на пересечении торговых путей и стремительно развивался.

В 1847 году братья открыли в Чикаго фабрику по производству жатвенных машин, и уже через два года количество проданных механизмов достигло1500 штук при отпускной цене в $150. При этом они усовершенствовали конструкцию, добавив сиденье для жнеца.

Сайрус МакКормик создал своеобразную систему дистрибуции, наняв агентов по продажам в разных штатах. Агентам выдавались образцы жатвенных машин, комиссию с продаж которых торговцы и получали. Также МакКормик ввел практику покупки машины в кредит, выплаты по которому можно было откладывать до окончания сбора урожая. Кроме того предприниматель предлагал бесплатный тест-драйв, запчасти и nехническое обслуживание, а также письменные гарантии, обещавшие бесперебойную обработку «15 акров в день». В 1851 году Сайрус МакКормик представлял свою жатку на Всемирной выставке в Лондоне, где конструкция получила золотую медаль, превзойдя в соревнованиях другие модели, включая в очередной раз и механизм Хасси.

Спрос на жатку МакКормика рос. С 1851 по 1859 гг. объем производства вырос вчетверо (с 1000 до 4000 машин в год). К 1860 году 70% американских фермеров собирали урожай при помощи жатвенных машин МакКормика. Бум на рынке пшеницы еще больше стимулировал спрос на сельхозтехнику, компания стала крупным предприятием, а ее владелец Сайрус МакКормик – миллионером.

В 1862 году, спасаясь от волны Гражданской войны, МакКормик с семьей покинул страну в поисках новых рынков сбыта: в Англии, Бельгии, Италии и даже России. Однако успеха не достиг, во многом из-за того, что не
смог решить вопрос с поставками – трансатлантические перевозки стоили огромных денег, а найти заинтересованных в партнерстве производителей ему так и не удалось.

В 1870-е годы McCormick & Co, индустриальный тяжеловес национального масштаба, перестала самостоятельно создавать новые технологии и перешла на скупку патентов. Один из купленных патентов помог сделать жатку еще более технологичной: специальное приспособление подавало скошенные зерновые на платформу фермера, и таким образом он мог связывать их в снопы в процессе езды. Прежде эту работу выполняли от трех до четырех человек, пешком проходя скошенное поле.

В эти годы компания стала международно узнаваемым брендом: к 1885 г. McCormick & Co уже торговала с Канадой, Австралией, Новой Зеландией и Аргентиной. 70-летний Сайрус МакКормик продолжал возить свое
детище по миру. В 1878 году в Париже он получил орден Почетного легиона и награду от Французской академии наук за то, что «сделал для сельского хозяйства больше, чем кто-либо из живущих на земле».

Сайрус МакКормик работал до самой своей смерти в 1884 году, когда компания перешла в руки Сайруса-младшего, 25-летнего выпускника Принстона. Сложившийся к тому времени ажиотажный спрос на продукцию способствовал слиянию двух конкурирующих фирм «МакКормик» и «Диринг» в единый концерн сельскохозяйственного машиностроения «МакКормик-Диринг» в 1891 году.

В 1902 году компания была переименована в International Harvester Company (IHC), позднее – просто IH. Постепенно, от молотилок и жаток, компания перешла к производству комбайнов, тракторов, дорожно-строительных машин и бульдозеров, основу же выпускаемой продукции составляли грузовые автомобили.
Кстати сказать, в начале ХХ века IHC активно пыталась охватить и Российский рынок. Несмотря на обилие конкурентов, множество филиалов по всей России успешно продавали качественную американскую сельскохозяйственную технику. Но дорогостоящая доставка техники через океан и высокие таможенные пошлины не позволяли держать цены на уровне европейских конкурентов. Это было одним из факторов, побудившим IHC начать в России производство.

Другим немаловажным фактором экспансии в Россию явилось большое распространение среди российских земледельцев лобогреек– жатвенных машин, считавшихся в Европе и Америке устаревшими. Однако их дешевизна и возможность изготовления в кустарных условиях обеспечили им большую популярность в России. Примитивная по конструкции, дешевая в изготовлении и не требующая больших вложений в производство лобогрейка сулила большую прибыль. Оппоненты внутри компании утверждали, что имя компании МакКормика ассоциируется с прогрессом, а выпуск лобогреек – это шаг назад. Необходимо осваивать и предлагать в России новые и производительные машины, говорили они, а не зацикливаться на давно устаревшем. Однако доводы не подействовали, тем более, что профит от массового производства лобогреек намечался огромный.

В декабре 1909 года «Интернешнл Харвестер» приобрела завод New York Air-Brake Co., расположенный в Люберцах. Производство довольно быстро расширялось, к уже имеющемуся штату рабочих добавилось более тысячи местных работников и 63 американских инструктора. Тем временем на близлежащей территории строились корпуса и склады нового производства. Планировался штат в 2 500 работников, ежегодная производительность ожидалась в 11000 нефтяных двигателей, 30000 лобогреек, 32000 косилок, 36000 грабель, 28000 жнеек, 10000 сноповязалок. В 1912 году уже была выпущена первая лобогрейка. Началось серийное производство. В том же году было выпущено около 14 тыс. лобогреек. В следующем 1913 году выпуск составил уже 21000.

Американцы старались подтянуть завод до уровня американских отделений, однако это давалось с трудом: в целом оптимистичный настрой руководства сменился беспокойством. Расчетная стоимость лобогрейки планировалась в 43 рубля, а по факту лобогрейка обходилась в 105 рублей. К 1913 г. стоимость удалось несколько снизить, но этого оказалось недостаточно, чтобы увеличить продажи. Все равно кустари предлагали лобогрейки дешевле американцев. К концу сезона 1913 г. склад был забит лобогрейками доверху; то, что не поместилось на складе, лежало под открытым небом. Было продано только 2/3 от произведенного объема. Война прервала эпопею с лобогрейками, заставив завод работать на нужды армии.
Джером Кейс
Молотилка Кейса
Практически одновременно с предприятием МакКормика в 1842 году Джером Инкриз Кейс основал в городе Расин (штат Висконсин) завод по производству молотилок, на базе которого в 1863 году выросла компания J.I. Case and Company. При этом Кейс берет в партнеры трех компаньонов: Мессину Эрскина, Роберта Бейкера и Стефана Булла. В дальнейшем они становятся известными как «Большая Четверка».

В 1869 году компания J.I. Case and Company производит свой первый колесный трактор с паровым двигателем. Паровой двигатель трактора использовался для подачи мощности на комбайн или стационарную машину, например, молотилку. Сам же трактор, как и комбайн в движение приводился лошадьми.

К 1886 году компания J.I. Case and Company стала крупнейшим в мире производителем паровых двигателей, а в 1892 году компания выпустила первый бензиновый трактор, получивший имя «Трактор Паттерсона», став первым из старых производителей сельскохозяйственных машин, построившим бензиновый трактор. Однако трактор не стал популярным, и до 1911 года Case других бензиновых тракторов не производила.

К 1912 году компания Case зарекомендовала себя как производитель дорожно-строительного оборудования. В дальнейшем основное развитие компании было связано именно с этим направлением деятельности. Компания создавала свой бизнес строительного оборудования путем приобретений, начав с покупки в 1957 году компании American Tractor Corporation, которая разрабатывала гидрофицированный экскаватор с обратной лопатой.

В 1963 году в состав Case вошли 125 дистрибьюторов с дочерними компаниями в Великобритании, Франции, Южной Африке, Бразилии, Австралии, а также 15 лицензиатов в других странах. Двадцать процентов производимой в США продукции компании отправлялось за рубеж.

В начале 70-х 53% активов J.I. Case and Company было выкуплено газонефтяным гигантом Tenneco. В 1972 Tenneco также купил британскую David Brown Tractors Ltd. и слил обе приобретенные компании под брендом Case.
Таким образом, делается первый шаг к лидирующим позициям компании Case в области тракторостроения.

Компания International Harvester

в послевоенные годы (после Первой мировой войны) развивалась не менее успешно. Дополнительный толчок к развитию произошел в 1923 году, когда Берт Бенджамин сконструировал первый универсально-пропашной трактор семейства Farmall. Машина отличалась революционно легким дизайном. В 1939 году International Harvester представила целую серию тракторов Farmall (модели A, B, H и M).
Этот трактор пользовался огромным потребительским спросом. Именно его производство подняло компанию International Harvester Company на лидирующие позиции американского рынка в 1940 и 1950 годы. Компания могла похвастаться огромным количеством продаж в сфере техники для земледелия, автостроения, военной и дорожной техники и т.д. И это несмотря на жѐсткую конкуренцию со стороны таких гигантов, как Ford, John Deere и других компаний.

Трактор Farmall


При этом компания продолжала разработки в области уборочной техники. Так, например, в 1938 году компанией International Harvester (еѐ австралийским филиалом) был разработан прототип первого в мире самоходного зерноуборочного комбайна International Harvester 123-SP, который серийно производился с 1942

года. Комбайн оснащался жаткой шириной захвата 3,7 метра и 6-цилиндровым двигателем на 56 л.с. Позже комбайн прошел 2 модернизации и получил еще 2 варианта жатки шириной 2,5 и 3 м. Этот комбайн производился с 1938 по 1957 годы.

Комбайн International Harvester 123-SP


На смену модели 123-SP пришла новая линейка комбайнов первого поколения International Harvester № 101, № 91, № 151, № 181.
Небольшие комбайны серии 101 пользовались популярностью у фермеров сред него звена из-за удачного сочетания мощности, размеров и вместимости бункера. Модель 101 имела мощность 56 л.с. и жатки с захватом от 3 до 4 метров.
В 1959 году International Harvester предложил три модели комбайнов.
Первая – № 151, большой комбайн с 75 л. с. двигателем и 4,5 метровой жаткой. На базе этой модели создали модификации для уборки риса, работы на
склонах и на гусеничном ходу, вторая модель – № 91 – поменьше и третья –
большой комбайн № 181, для крупных фермерских угодий. Комбайны в целом были похожи друг на друга, отличаясь размерами.

International Harvester № 101


С 1962 года International Harvester стал производить самоходные комбайны второго поколения № 203, № 303, № 403, № 503 (США–Австралия), которые получили гидродинамические усилители руля, и других агрегатов, кроме того оснащались полноценной, закрытой кабиной комбайнера (кроме первых моделей).
Снова линейка состояла из трех типов комбайнов: небольшого (203), среднего (403) и большого (503). Была еще модель 303, однако, это был специализированный комбайн для уборки кормовых культур.
Модель 203 имела двигатель мощностью 55 л. с. и жатку шириной захвата 2,5–3 м (10–13 футов). Комбайн помогал мелким фермерам «получить больше прибыли на один потраченный доллар». Средний комбайн № 403 обладал двигателем в 90 л.с., жатками от 3 до 5 метров (13–18 футов). Самая большая модель «Интернэшнл Харвестер» оснащалась 106-сильным двигателем и 13–20 футовыми жатками (до 5,5 м).
В 1968 году компанией был выпущен зерноуборочный комбайн пятнадцатой серии. Данная модель была оборудована гидростатическим приводом, дополнительными адаптерами, в том числе кукурузной жаткой и устройством для уборки рисовых культур. В еѐ конструкции была применена оригинальная система сепарации зерна. Мощность двигателя варьировалась от 72 до 150 л.с., объем от 5,5 до 6 л, объем бункера – от 2,5 до 5,1 м3.
В 1977 году International Harvester представила принципиально новый однороторный комбайн Axial-Flow, который при простоте конструкции и относительно невысокой себестоимости обеспечивал высокое качество обмолота зерна, низкий уровень его потерь, приспосабливаемость к различным культурам. Сегодня комбайны, изготовленные по схеме Axial-Flow, по-прежнему эффективно используются в сельскохозяйственном производстве.
1 – ротор; 2 – решето сепаратора; 3 – отбойный битер; 4 – соломоразбрасыватель;
5 – верхнее решето; 6 – нижнее решето; 7 – зерновой шнек; 8 – вентилятор;
9 – транспортирующий шнек; 10 – подбарабанье; 11 – приемная часть ротора;
12 – транспортер наклонной камеры; 13 – мотовило

Технологическая схема комбайна Axial-Flow

«International Harvester»


История компании New Holland ведет свое начало с 1895 года, когда Абрам Циммерман открыл ремонтную мастерскую в Новой Голландии (штат Пенсильвания, США), откуда и пошло название компании. Собственно сама компания, New Holland Machine Company, была сформирована в 1903 году и специализировалась на производстве кормодробилок и других средств механизации для нужд окрестных фермеров [57]. В 1947 году компания изменила имя на Sperry New Holland и вышла на рынок с первой в своем роде косилкой-плющилкой, существенно повысившей уровень механизации уборочных работ.

Примерно одновременно с компанией New Holland Machine Company, в 1906 году бельгийский механик Леон Клейс занялся производством молотилок. В 1909 году он открыл функционирующий и доныне машиностроительный завод в Зедельгеме (Бельгия). Расширяясь, он переходит к производству мобильных уборочных машин, и в результате в 1952 году с конвейера завода в Зельдегеме сошел первый в Европе самоходный зерноуборочный комбайн Claeys.

В первое время после начала использования самоходных комбайнов у фермеров не было потребности в высокопроизводительных машинах, поэтому модель M73 (1955 год) с молотилкой шириной всего 73 см полностью удовлетворяла их требованиям. Это единственный комбайн Claeys за всю историю, с барабаном длиной менее 1 метра.

Зерноуборочный комбайн Claeys


В 1958 году фирмой Claeys был выпущен комбайн M103, который установил новый рекорд по производительности, показав впечатляющий результат до 7 тонн в час. Менее чем за десять лет с конвейера сошло более 27 тысяч таких машин. В 1960-х годах предприятие Клейса стало одним из крупнейших в Европе производителей комбайнов.
Выпущенная в 1963 году модель M140 стала первым «современным» комбайном. В ней большое внимание было уделено комфорту оператора и размеру зернового бункера. Чтобы повысить производительность ширина молотилки комбайна была доведена до 1,25 м и использован пятиклавишный соломотряс.

Зерноуборочный комбайн M103 (Claeys)


В 1964 году компания Циммермана Sperry New Holland приобрела большую часть бизнеса в предприятии Клейса.

Начиная с 1970 года в производство выходят комбайны 1500 серии. Примерно в это же время начинаются работы по выпуску роторного комбайна (рисунок 2.23). В 1975 году с конвейера Sperry NewHolland сошел первый в мире двухроторный комбайн TR70 (двигатель – 145–168 л.с., гидростатическая трансмиссия), который стал первым комбайном с технологией Twin Rotor.

Зерноуборочный комбайн Claeys серии 1500


Серия 8000, производство которой было начато в 1977 году, стала первым комбайном с шестью клавишами соломотряса. Комфортабельная кабина, привод шнека с возможностью реверсивного хода, активатор грубого вороха и двухкаскадная система очистки позволили существенно повысить эффективность уборки.

Роторный комбайн New Holland


Второе поколение комбайнов, реализующих технологии Twin Rotor, было представлено в комбайнах TR 75, TR 85, TR 95, мощность которых была увеличена до 155–225 л.с. Третье поколение двухроторных машин TR 76,TR 86, TR 96, увидевшее свет в 1984 году, отличалось увеличенной кабиной, улучшенной обзорностью и модернизированными роторами.
В 1986 году компания Sperry New Holland была приобретена фирмой Ford, что приводит к появлению обновленной компании Ford New Holland Inc. В том же 1986 году в производство выходит модельный ряд комбайнов TX30, для которых был характерен высокий уровень контроля и автоматизации процессов (для того времени).
С 1991 года компания снимает с производства все комбайны New Holland Clayson и начинает выпуск небольших классических (клавишных) комбайнов серии ТС 5000 с шириной молотилки 1 м. В конструкции комбайна были применены: дополнительный роторный сепаратор, усовершенствованный молотильный аппарат с увеличенным углом обхвата барабана подбарабаньем, реверс жатвенной части. Позже в моделях комбайна Нью Холланд ТС 5070 и 5080 была использована система Lateralfloat, которая способствовала выравниванию массы по ширине молотилки при работе на склонах.
До 2000 года комбайны серии ТС 5000 выпускались с механической
трансмиссией, которая в более поздних моделях была заменена гидростатической. На комбайнах устанавливались двигатели мощностью от 175
до 242 л.с., объем бункера для различных моделей варьировался в диапазоне
от 4 до 6 м3. Комбайн агрегатировался с жатками рабочей шириной 3,6–6 м,
вес комбайна без жатки составлял около 8500 кг.

Зерноуборочный комбайн ТС5070

(собирался в Киеве (Украина) под маркой АТЕК 1300)


В 1991 году итальянская группа Fiat становится держателем 80% бизнеса Ford New Holland. Процесс интеграции завершается выходом на рынок New Holland в качестве отдельной торговой марки в 1994 г.
При этом в 1993 году производятся двухроторные комбайны TR87 и TR97 четвертого поколения, в 1997 – комбайны TR88 и TR98 пятого поколения, а в 1999 – комбайны шестого поколения TR89 и TR99. В целом модернизации машин были направлены на повышение эргономики, увеличение производительности и объема бункера, упрощение эксплуатации. B результате слияния New Holland и Case Corporation под эгидой Fiat, о чем говорилось раньше, в 1999 г. компания становится структурным подразделением CNH (Case New Holland). На сегодняшний день CNH является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на планете.
С 2001 года компания начинает выпуск классических комбайнов серии СХ (СХ 5000, 6000, 7000, 8000).

Зерноуборочный комбайн СХ New Holland


Комбайны оснащались двухбарабанной молотилкой при диаметре основного барабана 750 мм, объем бункера был увеличен до 10,5 м3. Схема обмолота комбайнов серии СХ также построена на основе системы Lateralfloat, что позволяет зерновому комбайну уверенно себя чувствовать даже на относительно крутых склонах, не теряя при этом производительности. Модели серии СХ комплектуются пяти- или шестиклавишными соломотрясами, двигателями Iveco и системой равномерного распределения зерна на решете Smart Sieve.
В 2002 году в производстве появляются комбайны CR, которые являются результатом глубокой модернизации комбайнов модели TR с полностью измененным дизайном, удлиненными роторами, увеличенной кабиной и зерноочисткой с системой автоматического выравнивания подачи.
Система управления машиной включает лазерное сканирование срезанных и несрезанных стеблей, что позволяет использовать «автовождение», обеспечивающее рациональную величину перекрытия смежных проходов.
В 2013 году CR попал в Книгу рекордов Гиннеса как комбайн, обеспечивающий наименьшее повреждение зерна.
Зерноуборочный комбайн New Holland серии CR 9000
В 2008 году комбайн CR9090 был официально признан самым производительным в мире. Он побил предыдущий мировой рекорд уборки, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса. Менее чем за восемь часов на нем удалось намолотить 551 тонну пшеницы.

В 2011 году запущено производство комбайнов Twin Rotor девятого поколения с высокоэкологичными двигателями ECOBlue SCR Tier 4A, повышенной производительностью. С 2013 года на моделях CX7000 и CX8000 Elevation были представлены адаптивные соломотрясы с системой изменения скорости OptiSpeed™. Возможность адаптируемой сепарации дополнительно повышает качество и производительность во время уборки урожая.
Создание 12 ноября 2012 года группы CNH Industrial стало результатом решения Fiat S.p.A объединить и отделить свои предприятия по производству неавтомобильных транспортных средств, которые ранее работали как два отдельных подразделения Fiat — Fiat Industrial и CNH Global. Главным акционером подразделения остается Exor — инвестиционная компания семьи Аньелли, которая также является главным акционером группы FCA N.V. (Fiat Chrysler Automobiles)l.

Джованни Аньелли


Exor NV — холдинговая компания, зарегистрированная в Нидерландах и контролируемая итальянской семьёй Аньелли. В 2019 году выручка составила 144 млрд долларов, что сделало её 28-й компанией в мире по величине выручки, согласно списку Fortune Global 500 за 2020 год. Компания имеет вековую историю инвестиций, в том числе в автопроизводителей Stellantis и Ferrari, производителя техники и оборудования CNH Industrial, глобального перестраховщика PartnerRe, а также футбольный клуб Ювентус и международного издателя The Economist.

Компания Fiat Industrial была создана 1 января 2011 года для управления предприятиями компании Fiat по производству грузовиков, автобусов и двигателей для промышленных машин, продаваемых, в основном, под брендом Iveco. Компания CNH Global была управляющей компанией для подразделений Fiat по производству сельскохозяйственного и строительного оборудования, она была основана 12 ноября 1999 года после приобретения корпорации Case Corporation, которую объединила со своим подразделением по производству сельскохозяйственной и строительной техники New Holland. Название произошло от начальных букв двух главных подразделений — Case и New Holland.
Новое юридическое лицо CNH Industrial, объединившее CNH Global и Fiat Industrial, отвечает за 12 брендов. Сюда входят всемирные бренды сельскохозяйственной техники New Holland и Case IH, а также региональный бренд по производству тракторов Steyr. Бренды Case IH Agriculture и New Holland Agriculture поставляют большую часть оборудования, необходимого мировым земледельческим и скотоводческим фермам, от тракторов до посевных и зерноуборочных машин для большого количества культур. У тракторов Steyr есть большая поддержка в Австрии, где они производятся, и в соседних европейских странах.


Немного об империи «Фиат», владеющей "Case New Holland".

Все началось в 1899 году, когда 33-летний мэр небольшого городка Виллар-Пероза Джованни Аньелли, увлеченный стремительным развитием автомобилей, решил поучаствовать в формировании молодой промышленности страны и стал одним из сооснователей компании FIAT – Fabrica Italiana Automobili Torino (Фабрика итальянских автомобилей в Турине).
Уже через десять лет Аньелли, к тому моменту управляющий директор FIAT, в десятки раз увеличил уставной капитал компании, а в 1916 году открыл крупнейший в Европе завод, построенный по образу и подобию американского Ford. Неуемная энергия этого итальянца постепенно превращала бизнес в настоящую империю, о которой вскоре будут говорить так: «Аньелли – это FIAT, FIAT – это Турин, а Турин – это Италия».
Помимо автомобилей концерн начал выпускать трамваи, автобусы, судовые и авиационные двигатели, смазочные материалы. Кажется, все, к чему бы ни прикасался Джованни, немедленно становилось успешным. Этот талант унаследовал и его сын Эдоардо.
В 1923 году Аньелли-младший занял пост президента футбольного клуба «Ювентус» и полностью поменял в нем все – от инфраструктуры до философии. Он построил тренировочную базу и стадион, активно участвовал в вопросах формирования команды, не жалея на это ни денег, ни времени. Результат не заставил себя долго ждать: в 30-е годы XX века футбольная столица Италии, вслед за столицей промышленной и экономической, переехала в Турин.
В период с 1931 по 1935 год «Ювентус» – бессменный лидер чемпионата и основа для сборной страны. Казалось, это только начало настоящего триумфа, но все рухнуло 14 июля 1935 года, когда Эдоардо погиб, разбившись на гидроплане своего отца. Осиротевшая команда сдала лидерские позиции, а страна тем временем все глубже погружалась в войну.

«Ювентус», 1935

Вторая волна успеха ждала «Ювентус» и FIAT в послевоенные годы, когда клуб, а потом и всю империю возглавил представитель уже третьего поколения Аньелли. Внук основателя FIAT доказал, что на потомках успешных людей природа отдыхает далеко не всегда. Уже в 14 лет Джованни «Джанни» Аньелли вошел в состав директоров «Ювентуса» и оставался самым преданным поклонником клуба до самой смерти в 2003 году, когда ему был 81 год. Он прилетал на тренировки команды на вертолете, лично участвовал в переезде в Турин таких легенд, как Мишель Платини, Роберто Баджо, Зинедин Зидан и Алессандро Дель Пьеро. Джованни даже садился на скамью запасных рядом с тренером во время игры, чтобы подчеркнуть сплоченность клуба.
После войны, когда концерн FIAT был национализирован, а главой компании стал Аньелли Витторио Валетта, Джанни на время отошел от дел и вел праздную жизнь типичного наследника огромного состояния. Вечеринки, громкие романы, суперкары – казалось, все это интересует молодого плейбоя куда больше, чем советы директоров, но в 1950-е он вернулся в бизнес. Унаследованная от деда деловая хватка и огромные связи, лишь укрепившиеся за время светских тусовок, сделали его одним из самых влиятельных людей в стране.

Джанни Аньелли, 1968

В 1959 году Аньелли стал председателем холдинговой компании IFI, которой принадлежали активы семьи, а в 1966 году сел в принадлежащее ему по праву кресло главы FIAT.
Эпоха Аньелли-третьего стала для автоконцерна самой золотой. Уже в первые два года его правления продажи FIAT достигли рекордных $2 млрд, а ряд реализованных им проектов позволил оптимизировать затраты и расширить зоны влияния. Удивительно, но ему удалось проникнуть даже за железный занавес, подписав соглашение с Советским Союзом, в результате чего Волжский автомобильный завод начал выпускать клон FIAT 124 под названием ВАЗ-2101. Советские граждане получили «копейку», Аньелли – миллионы.
В это же время предприимчивый Джанни обратил свое внимание на другие автомобильные бренды. В 1970-х FIAT превратился в холдинг, объединивший в своем составе Alfa Romeo, Autobianchi, Ferrari, Lancia и Maserati. Кроме того, активы семьи Аньелли пополнились концерном IVECO, выпускающим грузовые автомобили и технику. Теперь империя была представлена во всех сферах автомобилестроения.

Архив пресс-службы CNH Industrial

Параллельно с управлением FIAT и «Ювентус» Джанни Аньелли вел активную политическую жизнь, но, увы, нашлось в череде его триумфов и место для трагедии – самоубийство сына Эдоардо стало тяжелым ударом для миллиардера.
В 1996 году Джанни Аньелли оставил пост главы FIAT, провозгласив своим наследником внука – Джона Элканна, который, в свою очередь, сделал ставку на приглашенного менеджера. В 2000-х годах впервые за долгое время во главе FIAT не оказалось Аньелли – президентское кресло занял Серджо Маркионне. И эта ставка Элканна сработала на все сто.

Джон Элканн, 2003

Вскоре прибыль возросла на 78 %, а громкие премьеры вроде нового поколения FIAT 500 обратили на компанию внимание покупателей и специалистов со всего мира. Продолжил Маркионне и политику Аньелли по расширению границ империи. Компания купила обанкротившийся Chrysler, в состав которого входила марка Jeep, и укрепила свои позиции на рынке США. Одновременно он перестраивал весь бизнес, в котором безжалостно закрывал все убыточные подразделения, включая легендарную Lancia с более чем вековой историей.

Серджо Маркионне и Джон Элканн

Пока Серджо Маркионне занимался развитием FIAT, Джон Элканн сосредоточился на слиянии всех активов семьи Аньелли в инвестиционный холдинг Exor, созданный в 2008 году. Сегодня семейный холдинг Giovanni Agnelli B.V. владеет 53 % акций Exor, общий объем активов которого превышает $176,5 млрд. Холдингу Exor, в свою очередь, принадлежат доли компаний, основанных или приобретенных семьей Аньелли, в том числе 29,41% FIAT Chrysler Automobiles, 22% Ferrari, а также 26,9% CNH Industrial (одного из ведущих мировых производителей коммерческого транспорта, чья продукция известна под брендом IVECO, двигателей и трансмиссий FPT Industrial, сельскохозяйственной и строительной техники). Кроме того Exor владеет 63% акций футбольного клуба «Ювентус», президентом которого является Андреа Аньелли (племянник Джанни Аньелли), также входящий в совет директоров Exor и FIAT.

Криштиану Роналду

Сегодня «Старая синьора», как еще называют туринский клуб, вновь выходит на первые роли в мировом футболе. В 2018 году за €112 млн в «Ювентус» перешел один из самых дорогих игроков нашего времени Криштиану Роналду. В 2021 году вернулся в «Манчестер Юнайтед».
В конце 2019 года компания FIAT Chrysler Automobiles подписала соглашение об объединении с французской Groupe PSA, которой принадлежат бренды Peugeot, Citroёn, DS, Opel и Vauxhall. Совет директоров объединенной компании возглавит Джон Элканн, а пакет акций будет распределен пополам между FCA и PSA. Эта сделка позволит компании стать четвертым по величине производителем автомобилей в мире. А масштаб влиятельности Аньелли еще только предстоит измерить.

Made on
Tilda